Гармоничные сочетания цветов (гармония цветов) - это свойство восприятия человеком комбинаций цветов. При просмотре гармоничных комбинаций испытываются положительные эмоции, появляется ощущение гармонии.
Цветовые комбинации (цветовые гармонии) строятся согласно схемам на цветовом круге. Цветов на современном цветовом круге несколько миллионов, гармоничных комбинаций не менее, перечислять великое множество цветов и комбинаций нет большого смысла (хотя бы в этой статье). Поэтому лучше понять принципы построения гармоний и научиться создавать их.
Рассмотрим основные цветовые гармонии и разберёмся откуда и как появляются новые.
Основные и популярные цветовые гармонии: противоположная, аналогичная, монохромная, противоположно-разделённая, многоугольная (треугольная, прямоугольная, квадратная). Процесс создания новых приятных сочетаний цветов продемонстрируем по ходу статьи.
Противоположная цветовая схема (комплементарная гармония, дополнительная комбинация цветов, двухцветная гармония, complemetary colors) состоит из двух цветов, максимально отдалённых друг от друга на цветовом круге.
У такой схемы самый сильный цветовой контраст. Вдобавок противоположные цвета усиливают интенсивность друг друга.
При использовании комплементарной схемы один цвет является основным, а второй дополнительным.
Если вам необходимо визуально выделить какой-либо предмет, то необходимо в зависимости от контекста использовать правильное отношение цветов, например 1:9, 2:8 или 3:7. В пропорции комплементарных цветов 50% на 50% невозможно понять какой цвет является основным.
Говоря о комплементарной схеме, не подразумевается использование строго противоположных цветов на цветовом круге градус в градус, шаг влево - шаг вправо может приоткрыть интересные гармонии.
Еще стоит обратить внимание на использование третьего цвета в противоположной гармонии - более светлый или более тёмный оттенок подчеркивающий основной цвет.
Аналогичные цвета (схема близких цветов, analogous colors) расположены в непосредственной близи друг с другом на цветовом круге.
Родственные цвета создают простую, приятную, комфортную и расслабляющую гармонию. Отсутствует вытеснение цветами друг друга.
Аналогичная гармония состоит из основного цвета и нескольких близлежащих на цветовом круге.
Дизайн на основе аналогичной схемы утончённый и красивый, но для акцентирования внимания может потребоваться дополнительный цвет (противоположный основному).
Монохромная схема (одноцветная гармония, monochromatic colors) использует всего один цвет варьируя оттенками (осветлённостью, добавлением белого), тенями (затемнённостью, полутонами, добавлением чёрного) и тональностью (насыщенностью, добавлением серого).
Одноцветная схема чаще всего спокойная и гармоничная, но она же используется для создания атмосферных и беспокойных картин.
Поскольку гармония основана на одном цвете, монохромная схема более мягкая, чем схема близких цветов.
Монохроматическая гармония прекрасно сочетается с одним противоположным цветом.
У такой схемы (расщеплённая гармония, split complementary colors) в распоряжении три цвета, при чём два дополнительных цвета всё ещё очень контрастны к основному.
Схема очень популярна за свою эстетическую привлекательность, визуальный интерес и вариативность.
Чтобы получить противоположную разделённую гармонию достаточно выбрать основной цвет, затем найти противоположный основному и от противоположного выбрать ближайшие соседние цвета (эти два цвета являются родственными и входят в аналогичную комбинацию цветов).
Не обязательно в противоположной стороне цветового круга использовать ближайших соседей, можно воспользоваться дополнительными цветами более отдалённых друг от друга, пока отдаление не перерастёт в следующую схему - треугольную.
В треугольной схеме (триада, triangle, triad colors) присутствуют три цвета, равномерно расположенные на цветовом круге.
Треугольная гармония считается классической, так как часто используется художниками и дизайнерами.
Треугольная цветовая схема менее контрастная, чем противоположная, но выигрывает многообразием цветов и общей сбалансированностью.
Мы абсолютно согласны с Вильгельмом Оствальдом, что использовать все цвета из треугольной гармонии вовсе не обязательно, два цвета создают очень интересные цветовые сочетания.
Прямоугольная комбинация цветов (rectangle, tetradic colors, rectangular color schemes) состоит из четырёх цветов образованных двумя комплементарными парами, находящимися в родстве друг с другом.
Один из лучших вариантов использования прямоугольной схемы заключается в выборе доминирующего цвета.
Учитывайте возможность изменения баланса тёплых и холодных цветов.
Обратите внимание на вариативность тетрады, она может быть как левой, так и правой.
Квадратное сочетание цветов (square colors) состоит из двух комплементарных пар, равномерно расположенных на цветовом круге.
Как и в предыдущей гармонии (прямоугольной) имеет смысл сосредоточиться на одном основном цвете, и чтобы остальные цвета подыгрывали ему.
Выше уже рассмотрены многоугольные схемы (polygon colors) - треугольная, прямоугольная и квадратная, но это не все многоугольники. Редко, но всё же встречаются пятиугольные схемы, а возможно и шестиугольные. Кто знает, возможно именно в вашем проекте будет успешно реализован декагон))
Строятся многоугольные схемы очень просто: выбираем основной цвет, выбираем многоугольник, соединяем одну вершину многоугольника с точкой выбранного цвета на цветовом круге и следим, чтобы многоугольник был вписан в нашу цветовую окружность. Вершины многоугольника и будут давать нам цвета.
При выборе многоугольных гармоний будьте аккуратны, чтобы не создать цветовую мешанину. Не забывайте, что из многообразия цветов только один является основным, остальные его либо дополняют, либо выделяют.
Хотим обратить внимание на такой аспект, как вибрирование цвета.
В противоположной, противоположно-разделённой и треугольной схеме цвета при определённых яркостях могут вибрировать.
Проявляется вибрирование в некотором дрожании текста или объекта, что усложняет восприятие.
Еще напоминанием о том, что одни из лучших цветовых гармоний реализует природа, и иногда достаточно обратить внимание на краски за окном. Вдохновение и мотивацию лучше искать на берегу, в лесу, на лугу. Никакие "дриблы" и "пинтересты" не передадут запахи и ветер, и не сфокусирую ваше сознание на создание чего-то нового, удивительного и гармоничного ;)